Кризис трех лет

Кризис трех летВ психологии выделяется много возрастных кризисов, одним из которых является кризис трех лет. К концу второго года жизни ребенок начинает употреблять местоимение «Я», которое становится активным заменителем его имени. С этих пор у малыша появляются амбивалентные потребности: зависимость и потребность в автономии, что ведет к расширению знаний о социальных правилах. Ребенок уже умеет сочувствовать, смущаться, через некоторое время начинает испытывать чувство стыда, гордости и вины.

Кризис 3 лет является одним из самых сложных в жизни каждого из нас. Его болезненно переживает не только сам ребенок, но так же и его родители. В этот сложный, но очень важный период ребенок учится быть самостоятельным. Именно поэтому очень важно выбрать золотую середину между вседозволенностью и тотальным запрещением всего. Но как бы кризис не проходил, он является очень важным этапом в развитии ребенка. Его отсутствие — отклонение от нормы.

Признаки кризиса 3 лет:

1. Своеволие. Ребенок стремится делать все самостоятельно. «Я сам!» является самым частым высказыванием трехлетки. На данном этапе развития ребенок претендует на освоение мира путем самостоятельных действий, что проявляется в отказе от помощи взрослых.

2. Негативизм. Это, пожалуй, один из самых первых признаков кризиса. Но следует отличать детский негативизм от обычного непослушания, так как при негативизме поведение ребенка обычно идет вразрез с тем, что предлагает ему взрослый. Поэтому если возникнет, например, такая ситуация: ребенок играет, а вы ему предлагаете идти спать. В ответ следует негативная реакция с его стороны, так как спать ваш малыш совсем не хочет. Это не будет проявлением негативизма, это будет всего лишь отрицательной реакцией на требования взрослых. Негативизм же, наоборот, проявляется так, что ребенок не хочет делать что-либо только лишь потому, что это является требованием взрослого, то есть ребенок постоянно пытается противоречить.

3. Упрямство. Сразу следует оговориться, что не стоит путать упрямство с настойчивостью. При упрямстве ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал. Причем тенденция делать все наоборот проявляется как по отношению ко взрослому, так и по отношению к самому себе.

4. Строптивость. Строптивая установка выражается по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, и даже по отношению к прежде любимым игрушкам. Ребенок постоянно стремится настоять на собственном желании.

5. Протест и бунт. Это один из второстепенных симптомов кризиса. К сожалению, от этого никуда не деться. На данном этапе частые ссоры с родителями — обычное дело. С этим симптомом связан и следующий — симптом обесценивания.

6. Симптом обесценивания. Так ребенок из хорошей семьи вдруг начинает употреблять в своем лексиконе бранные слова, а также слова, означающие все плохое и негативное к тем вещам, которые на самом деле ничего отрицательного не приносят. Так же ребенок может отказываться от своей любимой игрушки.

7. Деспотичность.  Такое часто происходит в семье с единственным ребенком. Деспотическую власть малыш начинает проявлять ко всем окружающим. Так ребенок пытается вернуть то время, когда, будучи младенцем, родителем исполнялись все его потребности и желания. В семьях с несколькими детьми этот симптом проявляется как ревность по отношению к младшим или старшим детям. Ревность, по сути, это та же деспотичность, стремление к господству и власти.

Наилучшим образом кризис трех лет разрешается в новом виде деятельности: игре, которая будет удовлетворять претензии ребенка на самостоятельность.

Итак, чтобы справиться с кризисом и направить воспитание ребенка в нужное русло, помогут сюжетные игры такие как:

1. Игра в магазин. Пусть взрослый будет покупателем, а ребенок продавцом. Детям в этом возрасте тяжело расставаться со своими вещами. Но благодаря этой игре, малыш поймет, что вещь, которую он «продал» через некоторое время снова к нему вернется. Если ваше чадо часто устраивает истерики в супермаркетах, тогда пусть среди покупателей будут кукла-мама и кукла-дочка. Пусть кукла-дочь устроит там скандал, а вы, вместе со своим ребенком попытайтесь успокоить бунтарку.

2. Можно придумать ребенку очень важное и ответственное занятие такое как постройка дома, готовка еды для кукол, либо что-то другое. Здесь главное не прерывать ребенка своими советами — позвольте ему проявить самостоятельность.

3. Можно посадить за стол любимого игрушечного друга вашего малыша, который будет вести себя все время неправильно. Воспитывайте его вместе с ребенком, накормите, уложите спать, погуляйте. Обязательно разбирайте поведение шалуна вместе с ребенком, обсудите, что он делает не так и почему так делать нельзя.

4. Различные поделки своими руками, рисование и пр. творческая деятельность разовьет у вашего малыша усидчивость.

5. В возрасте около 3 лет дети много фантазируют. Воспользуйтесь этим — вместе сочиняйте сказки, в которых обязательно будут воспитательные моменты.

Очень важно уделять малышу много внимания, но в то же время не быть навязчивыми.

Таким образом, во время кризиса 3 лет у ребенка перестраивается социальная позиция по отношению к окружающим его людям, к авторитету родителей. Чтобы справиться с кризисом трех лет помогают творчество и сюжетные игры. Так же в столь сложный период важно быть терпеливыми и понимающими.

Метки: , . Закладка Постоянная ссылка.

8 комментариев: Кризис трех лет

  1. Пантелеева Лариса пишет:

    Да!Уж!Этот кризис трех лет !Все через это проходят!Спасибо за советы!

  2. Ольга пишет:

    ох уж эти кризисы!!!!!это все нам знакомо))))

  3. Что и говорить эти кризисы знакомы всем!!!У нас каждый год свой кризис (нам ровно 4 года). Советы отличные. В магазин играем тоже и лечим живого кота.И конечно делаем поделки. очень помогает и отвлекает!!!

  4. Lidia пишет:

    Я как раз сейчас наблюдаю кризис 3 лет))) И в то же время, это такой прекрасный возраст. У деток столько фантазии и воображения. Сюжетные игры действительно очень хороши, с ребенком надо заниматься, но не переусердствовать, он должен показывать свою самостоятельность тоже

    • Ольга пишет:

      Лидия, да, воображение у них еще то!!!!Мой вчера весь день играл с воображаемым цыпленком)))И червяков ему копал, и зернышки собирал, и в банке цыпленка своего носил)))))))))))

      • Lidia пишет:

        весело у вас))) цыплята в доме есть, а главное и червяки. Это хорошо, что воображение есть у ребенка

  5. irina пишет:

    Согласна с Лидией, что с ребенком надо побольше играть, эх, где только взять столько времени???

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.